О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - СПОСОБНОСТЬ И ПРОЦЕСС

Авторы: Дымникова М.В., Черемошкина Л.В.

Память – познавательный процесс, данный человеку от природы и развивающийся на протяжении всей жизни. В основе музыкальной памяти лежит запоминание, хранение, узнавание, вспоминание и воспроизведение новой музыкальной информации. Тесно связан с всем этим и процесс забывания. Музыкальная информация может рассматриваться как абстрактный, так и семантический материал. Это обусловлено восприятием музыкальных звуков в упорядоченной высоте, продолжительности и тембре, образованием структуры на уровне мелодии, гармонии, фактуры и формы.

Традиционно музыкальная память характеризуется запоминанием, узнаванием и исполнением музыки без нот. Она зависит от особенностей процессов восприятия, внимания и мышления как функций, формирующих её. На уровне восприятия и запоминания доминирующим рецептором является слух, затем в процессе повторения добавляется тактильное кинестетическое запоминание и зрение.

Известный российский исследователь музыкальных способностей Ю. А. Цагарелли отмечает, что музыкальная память включает в себя эмоциональную, образную, рецепторную (5 видов) и логическую память. В условиях исполнительской деятельности музыканту необходимо обладать хорошо развитой музыкальной памятью, органично сочетающей в себе все вышеперечисленные ее виды.

Способности – свойства личности, которые являются условиями успешного осуществления деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами определенной деятельности и являются внутренними психическими условиями, обусловливающими возможности их приобретения. Способности не сводятся к имеющимся у субъекта знаниям, умениям или навыкам.

В основе развития способностей лежат задатки - исходные биологические данные, свойства нервной системы. Задатки существуют до деятельности, способности развиваются только вместе с деятельностью Таким образом, способности - результат развития человека в постнатальном онтогенезе. Они могут проявляться с момента рождения, либо в любое другое время жизни человека, и формируются не только под воздействием наследственных, но и средовых факторов. К способностям относится всё то, что оформляется и проявляется в соответствующей деятельности как условие её успешного выполнения.

Музыкальные способности – средства реализации любой музыкальной деятельности. В их основе - психофизиологические, нейропсихологические, и анатомо-морфологическую свойства личности. От них зависит эффективность деятельности музыканта и качество получаемого им художественного результата.

Запоминание и удержание в памяти музыкальных произведений (от коротких до развернутых построений) требует специальных приемов. Можно выделить следующие способы запоминания музыкального материала: разбивка музыкального текста на отдельные элементы, выявление опорных ориентиров для организации соответствующих исполнительских действий, сопоставление взаимодействия между собой выявленных ориентиров (тонального и гармонического планов, особенностей мелодической линии, элементов фактуры и формы, художественной выразительности и т. п.). Для успешного запоминания важным оказывается осмысленное движение от частного к целому и от целого к частному.

Музыкальная память профессиональных музыкантов насыщена полимодальными представлениями. Но формирование их происходит неравномерно и гетерохронно. Каждому музыканту нужна индивидуальная программа развития памяти с учетом особенностей его внимания, восприятия и мышления. Как правило, именно слабостями этих процессов обусловлено медленное запоминание в процессе разучивания музыкального произведения.

 ***