О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

ЧУДО МУЗЫКИ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Автор: ЭЛЬКИН В.М., канд . мед наук, преподаватель Иматон, Врач центра СПИД

Заметки практикующего музыкального терапевта

25 летний опыт проведения сеансов с различными контингентами, пациентов особенно с трагическими ситуациями и состоянием здоровья - пациенты центра СПИД, позволил сделать ряд обобщений и выявить следующие психологические феномены в процессе сеанса музыкальной терапии:

 1. Феномен катарсиса

Музыка своего психологического склада особенно волнует человека, вызывает потрясение. Назовем это состояние катарсис. Такая музыка воспринимается с особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человек, снять болезненные симптомы. Лик катарсиса - это взгляд, наполненный светом счастливого творческого огня. Это лицо человека, нашедшего свою самореализацию в творчестве. Цветовой выбор после достижения катарсиса становится гармоничным.

2. Эффект Чюрлёниса

Прослушивание с закрытыми глазами мелодических шедевров, соответствующих психологическому состоянию слушателя и его цветовыбору, вызывает появление ярких спонтанных зрительных образов. Назвав зрительные образы и рисунки, которые возникли на сеансах арт-терапии, именем Чюрлениса, мы хотели подчеркнуть, что здесь таится нереализованная одаренность.

Мы бываем гениальны три раза в жизни - когда были детьми, когда видим сны и когда слушаем прекрасную музыку. Эмоции пациента оказываются реализованными в шедеврах великих музыкантов, которые когда-то испытывали подобные чувства.

3. Эффект Скрябина

Это - интуитивное цветомузыкальное восприятие. Оказалось, что интуитивное предпочтение цвета вызывает также предпочтение связанных с ним аккордов.

Мелодии тональностей, которые человек интуитивно выбрал, оказываются особенно желанны для него могут оказать на него мощное воздействие. Отрицание цвета сопровождается неприятием связанных с этим цветом аккордов и мелодий. Это - частный случай закона цветовой психологии. Полезно знать, что люди после стресса часто предпочитают черный серый и коричневый цвет и воспринимают только минорные мелодии и чувствительны к тональностям музыки.

4. 8 цветовых психологических программ и тональности, воплощающие эти программы

Те, кому желанен черный цвет наиболее приятны драматические мелодии в фа до и соль минор. Серый цвет требует Ми бемоль минор, Си бемоль минор, Ля бемоль минор – их мелодии отрешенные.

Коричневый цветовыбор жадно воспринимает ностальгические мелодии созданные в Ля Ре и Ми минор, фиолетовому цветовыбору соответствуют аккорды Си минор, До-диез минор Фа-диез минор и мечтательные мелодии этих тональностей мажорные аккорды – соответствуют синему цветовыбору три аккорда - Си фа диез и до диез мажор. Мелодии этих тональностей нежные зеленый цветовыбор связан с аккордами Фа, До, Соль-мажор – это спокойные мелодии желтый цветовыбор – его музыкальный аналог радостные мелодии тональностей Ре, Ля и Ми мажор, аккорды Ми-бемоль, Ля-бемоль и Си-бемоль связаны с красным цветовыбором. Эти мелодии энергичны. 8 цветов - это 8 психологических программ. Подчеркнутые эпитеты дают их эмоциональный портрет понятный даже не музыкантам.

5. Парадоксальное восприятие

В нашей практике мы обнаружили два типа людей видящих зрительные образы при восприятии музыки.

Визуал – это человек, способный увидеть зрительные образы, слушая музыку с закрытыми глазами.

Визионер – это человек, который не только воспринимает необычно яркие зрительные образы, но и управляет возникновением образов и способен передать другому этот образ. Так же он может воспринять чужие образы.

6. Подводные камни музыкотерапии. Музыкальный психологический кессон

При нарушении принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя вызывает тягостные ощущения, феномен кессона. При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

- безразличие, отсутствие интереса; скука, оценки типа: «примитивный», «наивный»-иронически насмешливое восприятие (смеховой кессон);

- отрицание, негативизм;

- эмоциональные и вегетативные реакции (кашель, беспокойные движения и т.п. Так же вреден переход на чуждый психологический уровень.

Понятие кессон имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях. Чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная при этом возникают удивительные негативные образы. Приведем некоторые примеры:

Смеховой и образный кессон

Иногда ироническое восприятие музыки удивляет участников сеанса. Девушка, которая не принимает синий цвет, прослушав прекрасную мелодию Шопена, говорит, что она видит, как индеец прыгает на коньках через веревочку.

У другой прекрасная спокойная мелодия внезапно вызывает ассоциации с замызганным репродуктором, скучным амбарным замком.

Удивительный кессонный образ предъявила одна девушка, которая на финал концерта Рахманинова заявила – я вижу узбекскую делегацию на ВДНХ. Когда звучит гениальная мелодия Марчелло, следует описание вот таких зрительных образов:

- Зима, два мужика пилят дрова и очень надоели.

- Башмак в цветах, - представляет свой зрительный образ на музыку мелодии Ноктюрна Шопена женщина средних лет.

- Двое тащат мешок, видимо, очень тяжелый. И это - о мелодии Бетховена!

- Я вижу Ленина и Крупскую у белого рояля.

- атомный взрыв;

- эмбрион в банке;

Женщина, отрицающая в тесте Люшера синий цвет, прослушав нежную мелодию тональности Си мажор, иронически смеется, так как увидела свинью на коньках.

Феномен кессона позволяет снять и проработать болезненные проблемы.

Цель музыкотерапевта – избежать кессона и добиться катарсиса.

Примеры кессона

В зале несколько пациентов. Они распределились на две группы. Трое выбрали мажорный аккорд, и у них мажорное распределение цветов по Люшеру.

Двое сидят отдельно. Они выбрали минорный аккорд, да и тест Люшера у них оказался «минорным.»

Я стал играть светлую, спокойную музыку: счастье, блаженство, удовольствие возникло на лицах «мажоров».

По иному вели себя «миноры». Они тревожно взирали на все происходящее. Одна слушательница нервно теребила пальцами рукав своего платья. Другая сказала, что вообще плохо переносит музыку. Видно было, что у нее наворачиваются слезы и растет беспокойство. Миноры явно волновались и тосковали.

Пришлось принять принял срочные меры, я – отпустил «мажоров»- они ушли с сияющими лицами, музыка дала им установку на самореализацию, выздоровление, счастье.

Потом попросил «миноров» остаться и сыграл им самую грустную и печальную музыку, какую только знал. Это были Брамс, печальный Моцарт, Чайковский (тональности - До, Фа и Соль минор. Прозвучала щемяще-печальная «Разлука» Глинки. И произошло чудо - лица моих пациентов посветлели, напряженные морщины разгладились. Им было очень хорошо, это была их музыка. Печальная «Разлука» Глинки в их восприятии стала радостной, потом они рассказали, что видели под музыку счастливые картины весенней природы, радостные встречи.

Вегетативный кессон

Во время сеанса у слушателя возникал надсадный кашель, если звучала мажорная музыка. Кашель исчезал, когда возникала минорная мелодия. Загадок тут нет - пациент ставит первым цветом в тесте Люшера черный, но отрицает светлые цвета. Не с этим ли связан иногда приступ кашля у зрителей в зале филармонии?

Вегетативный кессон - это способ, которым подсознание реализует свой отказ воспринимать нежелательную музыкально-психологическую информацию.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОЯВЛЕНИЙ КЕСОНА

Что касается подводных камней музыкотерапии несоответствия музыки и состояния пациента - то есть возможность их избежать.

Успешная музыкотерапия должна быть более личностной и менее ДИРЕКТИВНОЙ с учетом реакции пациента и наличием обратной связи – любая самая гениальная мелодия может быть не воспринята и вызвать кессон –а это неудача музыкотерапии.

Поэтому полезно спросить пациента который прослушал мелодию с закрытыми глазами – как оценит пациент желанность этой мелодии по 10 бальной оценке. Если на 9-10 баллов - вы близки к катарсису и успеху музыкотерапии, а если меньше 5 баллов – то вы просто мучаете пациента.

Следует использовать архетипические мелодии максимального клинического эффекта. Знание таких мелодий дает клинический опыт.

Я за 25 лет работы нашел всего 17 таких мелодий и, слава богу, что они есть.

Неплохо спросить, какие чувства ощущения и образы возникли после музыкотерапии. Полезно знать, что люди после стресса, которым приятны черный серый и коричневый цвет, воспринимают только минорные мелодии и чувствительны к тональностям музыки.

Те, кому желанен черный цвет, наиболее приятны драматические мелодии в Фа, До и Соль минор. Серый цвет требует Ми бемоль минор, Си бемоль минор, Ля бемоль минор.

Коричневый цветовыбор жадно воспринимает ностальгические мелодии созданные в Ля, Ре и Ми минор. После музыкотерапии полезно повторить цветовое обследование и понять – была ли Ваша работа эффективна. Это произойдёт, если вы увидите положительные цветовые выборы.