О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Отчет о Четвертой Международной научно-практической конференции: «Музыкотерапия в музыкальном образовании»

Фоторепортаж

С 16 по 18 мая в Санкт-Петербурге с успехом прошла Четвертая Международная научно-практическая конференция «Музыкотерапия в музыкальном образовании», организованной на факультете музыки Санкт-петербургского университета. Под председательством профессора Александра Сергеевича Клюева в течение двух дней были проведены заседания, на которых с докладами выступили специалисты – музыканты, психологи, врачи, проводящие соответствующие исследования.

Конференцию открыл проф. В.И. Петрушин с докладом «Задачи музыкальных психологов и психотерапевтов в современной России». В ряду этих задач – оказание разносторонней медицинской и психологической поддержки профессиональным музыкантам, в том числе и избавлении от случающихся с ними профессиональных заболеваний.

Другая задача связана с обучением музыкантов, психологов и врачей методам современной психотерапии и их практическом использовании в области музыкальной психотерапии.

В докладе профессора В.М.Успенского, доктора мед. наук, кафедры терапии Института усовершенствования врачей МО РФ «Музыкотерапия с позиции информационной функции сердца» было справедливо отмечено, что до настоящего времени отсутствуют эффективные методы объективного выбора тех или иных музыкальных произведений с целью коррекции психо-эмоционального состояния и лечебного воздействия при отдельных заболеваниях внутренних органов человека.

Биофизические свойства сердца, идентичные информационному органу, свидетельствует о том, что оно не только обеспечивает кровообращение, но и объясняет высокую степень реактивности информационных программ, генерируемых сердцем во внутреннюю среду организма, при прослушивании музыкальных произведений. Во время прослушивания музыкальных произведений сердце становится источником психосоматических информационных программ с определённой духовно-нравственной окраской.

Поступая в головной мозг в форме чувств, желаний, помыслов и психосоматических информационных программ, они становятся для него командой для претворения в материальные события внутреннего и внешнего мира.

В выступлении канд. психол. наук, доцента А.В. Осницкого, директора Санкт-петербургского НИЦ Интегрально-синергетической психологии и психотерапии «Интегрально-синергетический подход в психотерапии», было отмечено, что музыка не может решить все проблемы человека с психологическими проблемами. Но если музыкант будет работать с врачом-клиницистом, то тогда решение этих проблем произойдёт быстрее и эффективнее. Если добиться интеграции музыкантов и врачей, если наладить между ними творческий диалог, то тогда мы можем ожидать реального психологического эффекта в практике музыкальной терапии.

В выступлении доктора пед. наук, профессора кафедры педагогики и психологии, зав.кафедрой актерского мастерства Запорожского национального университета «Музыкотерапия как социально-реабилитирующая технология формирования здорового образа жизни студенческой молодёжью» Г.В. Локаревой говорилось об интересном опыте разработки совместно с немецкими специалистами программы по музыкальной терапии, по которой обучались социальные работники и музыканты.

Первый блок в подготовке состоял из социально- педагогических дисциплин, второй – из психолого-терапевтических. Его читали врачи из института усовершенствования учителей. Третий блок состоял из образовательно-музыкальных дисциплин и четвертый – из музыкально-терапевтических. Этот блок вел немецкий специалист Томас Бош. Выступление Г.В. Локаревой сопровождалось показами слайдов, иллюстрировавшими опыт работы украинских и немецких исследователей.

В совместном выступлении Президента фонда возрождения детей «Счастливый ребенок» А.Н. Соколова и док. мед. наук, проф. И.А Горбачевой отмечалось, что с традиционной точки зрения в медицинском смысле музыкальная терапия представляется как метод психосоматической коррекции функционального состояния организма, при этом - не всегда патологически измененного. Музыкотерапия приводит к комплексу вегетативно-двигательных реакций внутренних органов, действуя на них в ту или иную сторону. Появление новых медицинских приборов, которые могут оценивать состояние пациента на основе регистрации его физиологических параметров, можно использовать в музыкальной терапии для проверки её эффективности. Такие приборы уникальны, но они уже имеются.

В выступлении ведущего музыкального психотерапевта Санкт-Петербурга В.М. Элькина говорилось о больших прогностических возможностях цветового теста Люшера, при помощи которого можно достаточно легко определить состояние пациента до начала сеанса музыкотерапии и после.

В совместном выступлении О.В. Самороднова О.В. и Е.В.Макарова «Музыкальный метод психосемантической психокоррекции лиц, проживающих в условиях психоневрологического интерната» говорилось об огромных возможностях звукового интонирования различных слов, которые в зависимости от произносимой интонации могут наполняться различным смыслом.

Кандидат философских наук В.А. Синкевич, директор психо-акустической лаборатории «Русский звук» сообщил о различных возможностях современной звуковой аппаратуры. Разработанный им так называемый «фрактальный» звук обладает большими психотерапевтическими возможностями, так как имеют особую мягкость и проницаемость.

В выступлении врача-психиатра Е.И.Никитиной «Звуковые образы в жизни человека: норма и патология» было отмечено, что через звук человек создаёт свой особый окружающий его мир. Через звук человек фиксирует принятие или отторжение этого мира. В состоянии патологии человек может испытывать звуковые галлюцинации, которые могут говорить о психическом нарушении.

Выступление канд. психол. наук Е.А. Толчинской «Музыкальная психотерапия при беременности» было направлено на описание музыкальных произведений, которые следует рекомендовать для беременных женщин. Приоритетными оказываются музыкальные произведения Чайковского, Грига, Шопена со спокойным темпом и лирическим характером звучания.

В выступлении ассистента кафедры психиатрии, наркологии и психологии Ивановской гос. мед. Академии М.В. Одеговой «Применение музыкотерапии в коррекции отдельных негативных симптомов шизофрении» отмечается, что пациенты после музыкально-психотерапевтических тренингов пациенты становятся более открытыми, общительными, социально адаптированными. Благоприятное воздействие производило на пациентов «горловое пение», в процессе которого они входили в медитативное состояние.

В выступлении учителя музыки высшей категории СОШ № 2 из г. Кохма Л.Е.Смирновой, «Применение методов интегративной музыкотерапии в общеобразовательной школе с учетом репрезентативных систем учащихся» отмечалось важность учета в музыкальном воспитании особенностей специализации левого и правого полушария учащихся. Первое из них отвечает за логические действия, а второе – за художественные образы.

В выступлении концертирующей арфистки Е.А.Королевой поднимались вопросы «Музыкотерапии в детской музыкальной школе». В её выступлении отмечалось отсутствие разнообразных музыко-терапевтических программ, которые могли бы быть внедрены в ДМШ. Отмечалось большие психотерапевтические возможности импровизации на арфе.

В выступлении Д.А.Королева поднимались проблема интегрированных уроков в общеобразовательной школе, которые строятся на музыкальной основе. Для неопытных слушателей огромное значение приобретает видеоряд в виде так называемой анимационной музыки. Это – компьютерная игра на музыкальных инструментах без участия музыкантов.

В этом случае лучше показывать, чем рассказывать.

В выступлении аспирантки кафедры психологической адаптации и профессионального развития ГКА им. Маймонида Д.М.Григорьевой «Перспективы применения методов музыкотерапии в контексте профессионального музыкального образования» были намечены пути использования методов музыкальной терапии при работе с профессиональными музыкантами.

Первая половина второго дня конференции, 17-го мая, была посвящена продолжению выступлений участников пленарного заседания. Но началось оно с Приветственного слова замечательного американского музыкотерапевта Джозефа Морено, который поздравил участников Конференции как своих коллег и единомышленников и пожелал всем присутствующим успехов в нашем общем деле.

В выступлении доктора философии, профессора, зав. кафедрой музыкальных дисциплин Ленинградского университета Т.П. Самсоновой «Сонорные эффекты фортепианного звука в поисках трансцендентного» было отмечено, наши студенты плохо знают современную музыку, в частности ту, в которой используются так называемые сонорные эффекты. Эта музыка обладает большими психотерапевтическими возможностями, так как сонорика требует очень глубокого медитативного погружения слушателя в звук сам по себе, а теория Б.В.Асафьева, утверждающая музыку как искусство интонируемого смысла, в данном случае не срабатывает.

В выступлении Т.С. Овчинниковой, канд. пед. наук, доцента кафедры коррекционной педагогики ЛГУ «Изучение влияния музыкальных ритмов на человека» говорилось, что ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связаны с ритмами работы мозга. Они повышают работоспособность и способствуют выполнению заданий связанных с вниманием. В её работе сосредоточение и работоспособность учащихся в продуктивной целенаправленной деятельности оценивалась на основании подсчета допущенных ошибок при выполнении корректурной пробы Бурдона.

В ходе исследования регистрировался сердечный ритм и зависимость его от ритмических раздражителей. Регистрация энцефалограммы позволяла регистрировать изменение активности работы мозга. Видеозапись позволяла регистрировать эмоциональное состояние испытуемых во время выполнения задания. ЦТО (Цветовой Тест Отношений М. Люшера) позволил оценить состояние работоспособности испытуемых в начале и конце работы.

Для детей с различными патологическими нарушениями их включение в различные виды музыкальной деятельности оказывается сильнейшим реабилитирующим средством. В школе восьмого типа, в которой учатся такие дети, включение музыки в учебные занятия повышало их работоспособность и уровень внимания.

Большой интерес у участников конференции вызвало сообщение музыковеда Елены Котвицкой о музыкальном инструменте, именуемым как «Хрустальная гармоника». Этот инструмент, сделанный из хрустальных бокалов, обладает чистым и завораживающим звуком, что даёт определенный психотерапевтический эффект чистоты, ясности и прозрачности. С игрой на этом инструменте с блеском выступил Тимофей Винковский, что вызвало у присутствующих бурные аплодисменты.

В выступлении А.А.Иванова, канд. пед. наук, директора Центра развития «Анима», г. Санкт –Петербург «Слайдстраницы, фотофильмы и плейкасты как средство тренировки памяти позитивных чувств у «особых» детей и из родителей Центра развития “Анима”» был описан интересный опыт арт-терапии с семьями детей-инвалидов. Искусство в его различных видах в данном исследовании выступало как инструмент духовной подпитки, что давало возможность семье преодолевать многочисленные трудности её существования.

Интересный опыт применения музыкотерапии был освещен в докладе директора Института музыки и руководителя Центра арт-терапии Восточно-Сибирской гос. Академии культуры и искусства, канд. пед. наук С.Г. Степановой. Доклад назывался «Перспективы реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе вуза», г. Улан-Уде.

Программы, которые внедряются в Центре, включают в себя новые формы и методы организации учебного процесса, а именно: здоровьесберегающие технологии на основе различных направлении арт-терапии, (музыкальная терапия, психодрама, танцевальная терапия, библиотерапия, дизайн-терапия, двигательные и телесно-оздоровительные практики.)

В выступлении Е.Г. Ромицыной из Кандопогского Института повышения квалификации работников образования было отмечено, что сегодня у наших детей отмечается серьёзное снижение уровня здоровья, что отметил в своём недавнем выступлении Д.А.Медведев. Его восстановлением должны заниматься не только врачи, но и педагоги. Но у учителей, которые приходят обучаться в Институт, у самих плохое здоровье. У них достаточно часто наблюдается феномен эмоционального выгорания. Многие из них (до 50%) отмечают у себя снижение настроения вплоть до слезливости и легкой депрессии. Арт-терапия, в частности музыкальная терапия, пение, движение под музыку и другие приёмы дают педагогам реальную возможность снизить уровень учебно-производственного стресса и тем самым поддерживать состояние своего здоровья на приемлемом уровне.

Интересный доклад о пользе обучения игре на скрипке был представлен в коллективном докладе доктора социологических наук, доцента М.Р. Рубцовой, руководителя ансамбля скрипачей школы «Тутти» В.И. Вершининой и магистранта Санкт-Петербургского университета А.О. Вершининой «Обучение скрипке в ансамбле скрипачей как средство активной музыкотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями».

А.О. Вершинина сообщила, что обучение игре на скрипке обладает большими компенсаторными возможностями для детей, имеющих определенные проблемы со здоровьем. Они заключаются в таких нарушениях, как общая неразвитость речи, замедленное психическое развитие, синдром дефицита внимания, ранние формы ДЦП, аутизм. Все эти дети, тем не менее, смогли освоить этот инструмент. Конечно же, они не стали специалистами, но обучение игре на скрипке оказало самое благотворное влияние на их общее психическое и умственное развитие. Особенно благотворное влияние оказывает на учеников участие в скрипичном ансамбле, который существенно ускоряет как общее, так и музыкальное развитие ребенка. Врачи удивляются достигнутым успехам таких детей, потому что, по их мнению, ни один ребенок с ДЦП и ЗПР играть на скрипке не может вообще.

В выступлении канд. искусствоведения Л.М.Новиковой, медицинского психолога из отделения психоневрологического диспансера № 5 г. Санкт-Петербурга «Музыкотерапия в системе реабилитации в учреждении психоневрологического профиля» говорилось о большом недоверии современных врачей к арт-терапии вообще и к музыкальной терапии в частности. По мнению многих врачей, искусство не может лечить, лечить же может только таблетка, то есть, химия. В том, что такие врачи заблуждаются, показывает опыт работы в диспансере музыкальной рок-группы, участие в которой существенно изменяет психическое состояние в лучшую сторону тех пациентов, которые в ней участвуют.

Кандидат культурологии В.А. Ярешко, в своём выступлении представила свои исследования на тему «Гендерные аспекты мажоро-минорной системы». Опираясь на концепцию В.М. Элькина, автор доклада пыталась установить заявленные связи на основе диезных и бемольных тональностей кварто-квинтового круга.

В выступлении А.А.Яснева, ассистента кафедры музыкальных дисциплин ЛГУ им. А.С.Пушкина на тему «Воздействие обертонов гитары на психоэмоциональное состояние слушателя» отмечалось важность и необходимость учета возможностей обертонов воздействовать на эмоциональное состояние слушателей. Обертоны – это тонкие призвуки высокой частоты, сопутствующие всем окружающим нас природным звукам. Гармонические обертоны способны заряжать нас энергией и вселять в нас бодрость. Но современные молодые люди портят свой слух, слушая громкую музыку без обертонов в наушниках и в телефонах. Они не способны слушать обертоны свыше 16 тыс. герц, потому их слуха оказывается испорченным.

После перерыва в этот же день, 17-го мая состоялся учредительный съезд Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, на котором её Президентом был избран профессор Валентин Иванович Петрушин, Вице-президентом был избран Александра Сергеевич Клюев. Исполнительный директором Ассоциации была избрана Галина Анатольевна Суровегина, которая сделала сообщение «О программе стратегического развития деятельности АМПП на период с 2011 по 2013 год»

Тезисы её выступления изложены в журнале «Музыкальная психология и психотерапия» №3 за 2011 год. К настоящему времени, как сообщила Г.А. Суровегина, уже существует предварительная договоренность об открытии региональных отделений АМПП в таких городах, как Тверь, Иваново, Сочи, Казань, Улан-Уде. Есть надежда, что география деятельности АМПП будет расширяться.

В выступлении Екатерины Чеменевой было рассказано о возможностях связи участников конференции через сайт www.ampp.ru, о возможности вступления через сайт в члены АМПП и уплату членских взносов.

Третий день конференции был посвящен семинару и мастер-классу профессора Джозефа Морено, который начал его с рассказа об истории возникновения музыкальной терапии у разных народов в разных странах. Сопровождая своё выступление показом редких слайдов, профессор говорил о том, что музыкальная терапия имеет древнейшую историю, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и пещерные росписи в самых разных уголках земли.

После перерыва Дж.Морено показал фрагмент своей методики игры на детских музыкальных инструментах, чем вызвал у присутствующих большой энтузиазм. Далее, в следующем часе Дж.Морено показал возможность музыкального восприятия для нахождения психологических проблем участников семинара.

После прослушивания музыки «Волшебное озеро» А. Лядова профессор стал задавать вопросы, которые касались возникших образов, ощущений и переживаний. У участников семинары на одну и ту же музыку возникли разные настроения, у кого–то радостные, у кого-то тревожные. Затем профессор перекидывал своеобразный мостик от этих музыкальных переживаний к тем проблемам, которые имеются у человека в жизни, чтобы связать музыкальных образ с переживаниями личности. Говоря другими словами, музыка в данном случае использовалась как проективный тест, который помогает терапевту выявить проблему его клиента.

После окончания семинара между Ассоциацией музыкальных психологов и психотерапевтов в лице директора Института Творческой арт-терапии проф. Дж.Морено с одной стороны и Президента Ассоциации проф. В.И.Петрушина в лице с другой стороны заключили договор о сотрудничестве, который включает в себя образовательную, исследовательскую, издательскую деятельность, а так же различные другие совместные проекты.

Следующий съезд Межрегиональной общественной организации Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов предполагается провести через два года, в 2013-ом году.

Фоторепортаж

Александр Сергеевич Клюев, Джозеф Дж. Морено и  Валентин Иванович Петрушин на Четвертой Международной научно-практической конференции: «Музыкотерапия в музыкальном образовании»

Джозеф Дж. Морено и  Валентин Иванович Петрушин

Джозеф Дж. Морено, Галина Анатольевна Суровегина, Валентин Иванович Петрушин

Мастер-класс Дж. Морено

Мастер-класс Дж. Морено: слайд с фотографией самого древнего музыкального инструмента