О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

О музыкальных снах композиторов

Автор: Кирнарская Д.К. - проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук.

Композитор открывает глубочайшую сущность мира и выражает глубочайшую мудрость на языке, которого его разум не понимает — точно так же как сомнамбула в магнетическом сне дает объяснение вещам, о которых наяву не имеет никакого понятия.Арнольд Шёнберг

Творческий процесс композитора во многом напоминает творчество ученого, художника, поэта; аналогичные психологические механизмы действуют во многих видах творческой деятельности, каждый раз проявляясь на разном материале и в разных условиях. И пророческое предвидение будущего произведения, и «перевод» жизненных впечатлений на язык родного вида искусства, и обязательная оригинальность художественного результата, отмеченного печатью индивидуального стиля Мастера — все эти и другие черты творческой деятельности композитора являются общими для многих творцов.

К числу таких общих психологических закономерностей, проявляющихся в разных видах творчества, относится его бессознательный характер. В своей классической работе «Математическое творчество», ставшей настольной книгой психологов, А. Пуанкаре говорит о том, что длительные и безуспешные попытки решить задачу могут увенчаться успехом совершенно неожиданно, и как раз тогда, когда математик, казалось бы, отложил ее, отказался на время от дальнейших усилий.

Это происходит, потому, что работа сознания не прекращается ни на минуту, и только тот, кто способен к такого рода бессознательному творчеству, может придти к внезапному озарению, внезапному усмотрению истины. Подобные же соображения по поводу творческого процесса Композитора высказывает А. Онеггер: «… именно тогда, когда сознание композитора кажется отсутствующим, в нём зарождается разнообразнейшие виды форм, замыслов, проектов. Их вызывает к жизни предыдущие искания композитора и дремлющие в нем стремления; присущая ему потребность изобретать, тяга к созиданию, которая, являясь его особым личным свойством, вынуждает его ум к внешне неприметному, но непрестанному бодрствованию».

Таким образом, порыв вдохновения, особая ясность мысли и творческая продуктивность приходят как результат постоянной бессознательной работы со звуковым материалом, и внутренняя склонность, психологическая предрасположенность к такого рода работе является, вероятно, обязательным компонентом композиторского таланта.

Известно, что многие композиторы, и классическим примером здесь является П. И. Чайковский, не ждали вдохновения, а работали постоянно. Но его же пример доказывает и то, что произведения, созданные под влиянием внезапного порыва, можно сказать, написанные «под диктовку свыше», в художественном отношении гораздо значительнее, чем плоды каждодневной рутинной работы. «Пиковая дама», написанная за три месяца, является в этом смысле лучшим доказательством. Более того, некоторые авторы даже самые незначительные свои вещи не могли сочинять иначе как по вдохновению. «Я сочиняю и рисую инстинктивно, — признается А. Шёнберг. — И когда я не в настроении, то не могу найти для своих учеников даже хороший пример по гармонии».

В своей творческой работе Композитор постоянно принимает самые разнообразные решения, делает бессознательный выбор одного варианта из многих возможностей, и психологический механизм этого выбора связан с постоянной настройкой души «на волну красоты»: субъективно, для себя Композитор рассуждает, не прибегая к теоретизированию, а часто руководствуется категориями «красиво ‑ некрасиво », «естественно-неестественно», «банально-оригинально», и о причинах своих оценок он, конечно, не думает. Выбор «по основанию красоты», как считает И. Стравинский, объединяет деятельность композитора и деятельность математика. «Мистер Морс занимается только математикой, но его высказывания определяют искусство музыкальной композиции гораздо точнее, чем любые утверждения, которые мне случалось слышать от музыкантов. «Математика является результатом действия таинственных сил, которых никто не понимает и в которых важную роль играет бессознательное постижение красоты. Из бесконечности решений математик выбирает одно за его красоту, а затем низводит его на землю».

Своеобразным апофеозом бессознательного в творчестве Композитора можно считать магические «музыкальные сны», когда творческое озарение является Композитору как неожиданный подарок. Трагичен рассказ Г. Берлиоза о том, как он видел во сне целую симфонию в ля миноре, и даже смог вспомнить ее, но записывать не стал, будучи уверенным, что непреодолимые сложности, которые неизбежно встанут на пути ее исполнения, делают запись этого нового сочинения первым шагом к тяжелым и ненужным испытаниям. Так погибла для мира, быть может, великая симфония.

Однако, не все музыкальные сны столь печальны, вот два оптимистических свидетельства на этот счет:

«Иногда музыка является мне во снах, но лишь однажды я смог записать ее. Это случилось в период сочинения «Истории солдата»; я был поражен и осчастливлен результатом» (И. Стравинский)

«Какие сны мне снятся иногда — не сны, а видения! Призраки, которые уплотняются — это великое наслаждение, звуки в образах» (А. Скрябин)

Если толковать сны по З. Фрейду как «исполнение желаний», то рассказы о музыкальных снах могут быть здесь классическим примером. Не вызывает сомнений, что сочинение музыки — это желание, которое никогда не покидает Композитора…

Явления, подобные «музыкальным снам», происходят и наяву. Известно, что некоторые композиторы, например, Моцарт, Шостакович, Вивальди писали практически без помарок сложнейшие партитуры, при этом некоторые из них признавались, что пишут как будто «под диктовку». Можно предположить, что подобная открытость бессознательного начала, доверие Композитора к собственной интуиции, его способность отказаться от чересчур логизированных и потому заранее банальных решений составляет одну из необходимых составляющих музыкального дарования. Поэтому понятно, что многостороннее исследование бессознательных процессов должно составить одну из важнейших составляющих психологии музыкального творчества.