О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Международный научно-образовательный, культурно-просветительский проект «Музыкальное искусство и наука в современном социокультурном пространстве: Россия - Германия» 1 - 8 октября 2013 года г. Оренбург

В 2007-2009 гг. в Оренбургском государственном институте искусств был успешно осуществлен (впервые в России) Международный научный инновационно-экспериментальный проект постдипломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии, получивший широкий и положительный отклик научной общественности, способствующий решению важных социальных проблем в области медицины и психотерапевтической службы учреждений здравоохранения Оренбуржья. Проект был включен в ОЦП «Культура Оренбуржья на 2008-2010 гг.» и осуществлялся при финансовой поддержке Немецкой Службы Академических Обменов – DAAD (г. Бонн, Германия).

С 1 по 8 октября 2013 года ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей» при финансовой поддержке Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области состоялся Международный научно-образовательный, культурно-просветительский проект «Музыкальное искусство и наука в современном социокультурном пространстве: Россия - Германия».

От Германии с пленарным докладом выступил и провел несколько семинаров и мастер классов профессор Ганс-Гельмут Декер-Фойгт - доктор арт-терапии, руководитель Центра исследований в области терапии творческим самовыражением Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга.

От России с пленарным докладом и мастер-классами выступил Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов профессор Валентин Петрушин.

Кроме этого, участники проекта ознакомились с очень интересным опытом использования музыкальной терапии в Оренбургской областной Клинической больнице.

Музыкальная терапия – для нашей страны новое направление в современной паллиативной медицине. Сегодня во многих странах идут поиски таких методов лечения как психоневрологических, так и соматических заболеваний, которые могли бы существенно обогатить арсенал медицинских методов за счет привлечения к ним безграничных возможностей искусства. И не случайно известный американский врач Джеймс Хеллманн совершенно справедливо говорит о том, что «будущее медицины как искусства врачевания лежит в реактивации искусства в целом».

Количество арт-терапевтов вообще и музыкальных терапевтов в частности неуклонно растёт во все мире. В одной только Германии, как сообщил об этом профессор Г.Декер-Фойгт, их насчитывается около 3000 человек, работающих с детьми и со взрослыми, со здоровыми люди и больными, в больницах и поликлиниках, в сфере неонаталогии и гериатрии, психотерапии и психосоматики. Отметим, что в нашей Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов на сегодняшний день насчитывается всего только 60 человек, и значит, нам есть куда расти, учитывая размеры нашей страны. Другое дело, что со стороны официальной медицины существует взгляд на музыкальную терапию как на детскую забаву и на мало значимую для здоровья пациентов деятельность. А ведь еще Платон говорил, что «самая большая ошибка врачей заключается в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь вылечить его душу. Однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь”.

Г.Декер-Фойгт в своем пленарном докладе «Функции музыки и психика человека» говорил о том, что в 600 клиниках Германии существуют хоры пациентов и в 21 из них хорами пациентов руководит главный врач клиники. Профессор привёл пример, как встречают нового пациента в его клинике. Те, кто уже находятся на лечении, встречают новичка приветственным пением «Well coming, well coming» и раскладывают эту попевку на два и на три голоса. Затем появляется главный врач с гитарой (!), который может спеть для новичка песенку о здоровье или же его любимую песню. Всё вместе это создаёт такую целебную и живительную атмосферу, что все тревоги и опасения больного идут на убыль, что безусловное, способствует его выздоровлению. «Музыкальный терапевт не лечит, говорил Г.Декер-Фойгт, - но он действует излечивающе». Таким образом изменяется отношение пациента к своей болезни, из его сознания устраняются страхи и ненужные волнения».

Помимо своих целебных свойств музыка является важным элементом многих современных ритуалов. Ритуалы важны для поддержания общественного порядка, отмечал Г.Декр-Фойгт, они присутствуют в каждом рабочем дне - и в трудовых операциях, и на спортивных состязаниях, и в организации общественных движений, способствуя необходимому единению отдельных разрозненных сил. Как говорил З.Фредй, «Там, где есть ритуал, там есть сознание». Там, где ритуалы нарушаются, возникают социальные катаклизмы. Музыка способствует поддержанию и укреплению общественно значимых и ценных ритуалов.

Профессор В.И.Петрушин в своем докладе «Моделирование эмоций средствами музыки» отметил, что каждый музыкант осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, умиротворяющим бушующие в душах слушателей страсти. Кроме этого музыку следует признать важным фактором биологического выживания. Как установил в своих экспериментах профессор кафедры биологии Симон Шноль, ферменты различных белков при своем функционировании издают звуки различной частоты. При прослушивании музыки в биологической клетке возникает резонанс, который улучшает качество её функционирования.

Основная идея доклада В.И.Петрушина основывалась на мысли Аристотеля о том, что «Жизнь есть движение» и на высказывании Н.А.Бернштейна, что «Движение – это живая материя». Два основных параметра движения – скорость и напряженность пронизывают большое количество самых разных явлений, которые включают в себя 4 основные стихии природы, 4 времени года, 4 классических типа темперамента, 4 архетипа К.Юнга, 4 основные эмоции, 4 основные направления жанров искусства. (См. об этом «Психологические модели творческого отражения действительности в искусстве (в контексте движения и ритмов мира»). Ж. «Мир психологии», №2 2010 г.)

В душе каждого человека можно найти отражение этих явлений и музыканты своим искусством могут моделировать все эти явления и таким образом влиять на эмоциональное состояние своих слушателей, приводя их в гармонические отношения с природой и с миром.

На конференции выступили так же с докладами врачи Оренбургской областной психиатрической больницы №2: Т.В. Шувалова «История развития музыкальной терапии в Оренбурге», М.Н. Искандеров «Опыт применения музыкальной терапии в индивидуальной форме в Оренбургской областной клинической психиатрической больнице №2», В.Н. Пономаренко «Опыт применения музыкальной терапии в групповой форме в Оренбургской областной клинической психиатрической больнице №2». М.А. Глазьева «Мультимодальные аспекты музыкальной терапии», Н.А. Калиман «Музы-кальная терапия для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)».

В ходе переговоров Президента Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов В.И.Петрушина с доктором Г.Декер-Фойгтом шли переговоры об открытии филиала Гамбургского института музыкальной терапии в Москве и достигнуты предварительные договоренности на этот счет.

Напоминаем, что в 2011 году в Оренбурге вышла книга Гельмута Декера-Фойгта, Доротеи Оберэгельсбахер и Тониуса Тиммермана «Музыкальная терапия». Это пособие – настоящее сокровище для всех практикующих музыкальных психотерапевтов, и мы будем стараться переиздать эту книгу еще раз.  

ФОТО МЕРОПРИЯТИЯ