О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Акмесинергетический подход в музыкальном искусстве эпохи классицизма

Автор: Пожарский С.Д. - кандидат психологических наук, профессор Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии.

Теоретическое обоснование акмеологии

На современном этапе развития науки ставится вопрос о возможности приблизиться к пониманию процессов, происходящих в обществе, постижению человека во всех его разнообразных проявлениях.

Необходим новый взгляд и новое отношение к окружающей нас реальности. Переосмысление путей и перспектив дальнейшего развития личности возможно в условиях формирования новых концепций развития. Для решения данных острых социальных вопросов требуется разработка новой научной теории. Без разработки фундаментальных теоретических концепций развития сложно достигнуть конкретных результатов в осмысливании нового человека – творца нового типа.

Музыкальное искусство всегда было общезначимым и служило мощным средством развития личности. Музыкальное воспитание - одно из мощных средств успешной реализации жизненной программы или идеала человека на пути к вершинам профессиональной и социальной жизни.

Если посредством чтения книг человек обогащает свою интеллектуальную сферу, то посредством переживания музыкальных произведений, он обогащает сферу эмоций. В мире разговорных языков великое множество, музыкальный язык – един для всего человечества.

Музыкальная действительность в России характеризуется:

Духовным кризисом общества;

Снижением интереса к высшим музыкальным ценностям классических направлений и подменой их антиценностями шоубизнеса.

Возникает череда вопросов: Что делать? Как выйти из сложившегося духовного кризиса? Можно ли сделать музыкальное воспитание одним из средств успешной реализации жизненной программы или идеала человека на пути к вершинам? Ответы на эти вопросы представляется возможным дать через призму акмесинергетического подхода, на примере истории развития музыкального искусства в античный период, эпоху барокко (где музыкальное искусство было специфически выражено в Англии, Германии, Италии) до его расцвета в эпоху классицизма.

Акмесинергетический подход позволяет:

Проследить конкретные этапы совершенствования в музыке;

Применить его как теоретическую базу для практического воплощения акме.

Данный подход интегрирует принципы трех научных направлений: акмеологии, социальной синергетики и идеологии.

Акмеология, успешно развивающаяся с 30-х годов ХХ века, исследует общие закономерности достижения результата как «…совокупность теоретических и практических представлений о человеке как результате совершенства в своем развитии…» Предметом акмеологии являются закономерности достижения высшего уровня творческой деятельности личности.

Дальнейшим этапом исследования развития является синергетический подход. Также проблема развития была рассмотрена в работе «Социальная синергетика и акмеология» , когда наряду с анализом движения вверх рассматривается движение вниз.

Социальная синергетика, сформированная в 90-х годах ХХ века, является вторым научным направлением, где рассматриваются закономерности самоорганизации индивидуума и социума.

Она позволяет раскрыть пути достижения акме некой произвольной социальной системой, на основе общих закономерностей теории социальной самоорганизации, то есть взаимоотношение социального порядка и социального хаоса, что позволяет констатировать, что данная наука «…вносит существенно новое в само понятие развития» .

В социальной синергетике, с помощью «акме» можно охарактеризовать вектор вершинного развития, который в социальной синергетике определяется как «аттрактор», который рассматривается как предельное состояние наивысшего результата, достигнув которого, творческая личность уже не может вернуться в прежнее состояние.

Простой аттракторпредельное состояние социальной системы, при котором она достигает в данных условиях среды максимальную устойчивость, это своеобразное акме уже не у индивида, а у социума. В состоянии достижения аттрактора система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний.

Идеология – это учение о закономерностях формирования и реализации идеала некоторой произвольной социальной системой (личностью, обществом). Она раскрывает закономерности формирования и реализации идеала на основе ценностной характеристики акме и определения вектора процесса самоорганизации.

Понятия «Акме»

В данном исследовании «Акме» рассматривается как высший для каждого человека уровень (результат) развития его физического здоровья, ума, чувства, воли как индивида, как личности и как субъекта деятельности.

Центральное в акмеологии – это проблема понимания сущности «акме» (от греч. – вершина, цветущая пора) как максимального достижения совершенства, как предельного состояния человека, когда проявляется зрелость всего, на что он способен, а также общества в целом.

Рассмотрим определение понятий «Акме» через призму поэтапного развития:

1. «Акме» - как «вершина», символ – гора, предельное достижение, фиксированное состояние;

2. Вершина, как высшая точка развития, кульминация, точка наивысшего напряжения («culminis») или как символ расцвета и цветения («floruit»);

3. «top» – как вершина общественного признания, оценка результата деятельности.

Признаки «Акме»

Основными акмеологическими признаками являются – состояние, свойство и гармония:

 Состояние (сущность бытия) - достижение наивысшего совершенства в любой области деятельности, что является, результатом итоговой деятельности. Состояние (сущность) рассматривается как объективная реальность, природа которой проявляется в ее всеобщих атрибутах и единичных признаках, и нет ничего такого, что находилось за или под ними и не выражалось в них. Таким образом, сущность – это внутреннее общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений. Состояние раскрывает внутреннюю сторону объекта.

Свойство - процесс совершенствования, критерием соответствия которого является совпадение целого и частей, индивидуального и общезначимого социальных результатов. Свойство раскрывает внешнюю сторону объекта, и для характеристики свойства как явления необходимо использовать категорию качества и количества.

Гармония - значимая целостность, взаимные соответствия предметов и явлений, связь, стройность, соразмерность частей составляющих целостность.

Анализ нового понимания акмеологии (как гармоничного этапа развития) осуществляется по двум ведущим направлениям. Каждое направление характеризуется как акме, так и кате.

Первое – движение вверх, к акме - восходящий этап акмеологического развития. Вершинный этап развития не имеет предела

Второе – движение вниз, к «Кате» – нисходящий, низинный этап в развитии.

Понятие «Кате»

Традиционная акмеология упадочному движению не придавала того значения, которое оно заслуживает. Следует отметить, что наряду с достижениями на вершинном этапе развития (акме), акмеология рассматривает достижения и на низинном этапе развития (кате), когда система, в своём становлении переходит от порядка к хаосу (некий духовный кризис - катаболе). Последствия преодоления хаоса (катаболе) делают возможным переход к новому Акме. Чередование таких этапов порядка и хаоса – есть путь развития и совершенствования.

«Кате» рассматривается как нижний предел (результат) в развитии индивида, как личности и как субъекта деятельности, что позволяет анализировать как верхний, так и нижний пределы развития.

Во-первых, выявляется связь индивидуального «Акме» и «Кате», благодаря которой можно обозначить некий отрезок, период развития творческой личности.

С помощью «Кате» можно охарактеризовать вектор низинного развития, который получил в социальной синергетике название «странный аттрактор», как предельное состояние низинного результата, достигнув которого, творческая личность может двигаться либо только вверх, либо трагически гибнет.

Во-вторых, существование странных аттракторов показывает переход от порядка к хаосу, когда наряду с движением к акме следует учитывать противоположные движения в сторону наибольшего упадка (катаболе - от греч. - скатывание вниз), которое рассматривается не только как точка нижнего предела, но и процесс движения.

Синергетическая акмеология рассматривает не только чередование порядка и хаоса, не только проблемы достижения акме, но и выход из катаболе (преодоление катаболе, т.е. кризисного состояния) через синтез взаимоперехода социального порядка в социальный хаос и наоборот.

В третьих, выход из низинного состояния развития - катаболе – предполагает переход к новому «Акме». Таким образом, «Кате» является одновременно и точкой предельного низинного развития и началом нового вершинного. Таким образом, мы приходим к множественности понятий «Акме», как автоколебательного процесса вершинных и низинных этапов развития личности и социума.

В-четвертых, чередование состояний акме и катаболе предполагает процесс самоорганизации (балансирование между простыми и странными аттракторами), что вызвано формированием, реализацией и гибелью одних (локальных) идеалов и появлением новых, в результате процесса дифференциации и интеграции социальных идеалов.

В-пятых, если странное относительное «Акме» завершается всегда некоторым катаболе, то абсолютное «акме» катаболе не знает.

В-шестых, синергетический подход приводит к такому новому понятию, как глобальное (абсолютное) «Акме» – суператтрактор. Неизбежность движения к нему обосновывается вследствие существования у последовательности простых и странных локальных аттракторов глобального или суператтрактора.

Суператтрактор – новая категория глобального абсолютного акме, не знающего предела.

В-седьмых, традиционная акмеология не указывала общий критерий совершенства. Синергетический подход к акмеологии, благодаря теории самоорганизации, позволяет сформулировать такой критерий. Им является синергетическая теория прогресса.

Акмесинергетический подход, при анализе движения от порядка к хаосу и наоборот, приобретает особо важное значение в периоды, связанные с социальными и индивидуальными кризисами.

Взаимодействие акме и идеала

Существование любой системы связано со стремлением к достижению предельной устойчивости в данной конкретной ситуации. Фактором, обуславливающим устойчивость социальной системы, является социальный (общезначимый) идеал, отражающий представления о бытии, смысле жизни, ее целях.

Понятие идеала в акмеологии отражает содержательную сторону состояния «Акме». Это – вектор, направление развития и совершенствования творческой личности.

Общезначимый идеал реализуется как в индивидуальной деятельности, так и на уровне малых и больших социальных групп, а в конечном итоге – на уровне всего государства. Вершина иерархии идеалов - политический идеал – один из системообразующих факторов, обеспечивающих поддержание целостности государства и задающих направление развития всему обществу.

Учитывая такую взаимосвязь с идеалом, расширяется само понятие «Акме», как устойчивое состояние человека, когда он готов к максимально полной реализации своего идеала (жизненной программы) в контексте общественно-исторической ситуации.

Музыкальное искусство направлено на создание духовного продукта-ценности. Идеал, являясь предельным, совершенным представлением об объекте, стремится быть материализованным, воплощенным. Усилия, прилагаемые человеком к этому, позволяют ему создать продукт творчества, в котором проявляется такая черта как ценность, что есть ничто иное, как степень реализованности идеала в конечном продукте. Идеал, являясь стандартом ценности, самым непосредственным образом связан с музыкальным творчеством.

В ходе творческого процесса музыкант обязательно руководствуется каким-либо критерием, иными словами, - он держит в сознании некий образ (идеал) духовной ценности, «…в широком смысле «духовность» означает «служение социальному идеалу» , с которым постоянно сличает свои действия по воплощению исполнительского или композиторского замысла в реальность. Стремление музыканта приблизиться в своей деятельности к максимально точной реализации идеала (к акме) и отражает сущность процесса совершенствования.

Категория «Акме» в профессиональной деятельности позволяет выделить на жизненном пути индивидуума узловые точки (акме и кате), понять смысл индивидуальной человеческой жизни. Такой смысл непосредственно соотносится с общезначимым (т.е. со смыслом существования народа или глобально - всего человечества).

Последовательный анализ позволит таким образом подойти к пониманию причин успеха и триумфа отдельной личности, а также в самых общих чертах определить траекторию движения к образцам, в данном случае, музыкального совершенства.

Применение акмесинергетического подхода позволяет установить закономерности между достижением вершины личностью композитора в определенной социокультурном контексте.

Идеал в музыке. Этические и эстетические аспекты

В музыкальном искусстве ориентиром для создания ценностей является эстетический идеал, который «… как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному (заданному, фиксированному) этическому идеалу человека…» .

Эстетический идеал, транслируясь через музыкальное произведение в сознание человека, способствует его гармоничному развитию в нужном не только ему, но и всему обществу направлении.

Эстетический идеал опирается на этический, ведь в художественном произведении выражаются эмоции, переживания, настроения именно человека определенного духовного типа, эталона эпохи.

Музыкальное «Акме» эпохи классицизма

В данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть теоретические положения акмесинергетического подхода развития творческой личности композитора в эпоху классицизма. Подчеркнем, что периодизация музыкального искусства отражает основные исторические вехи искусства в целом, связанные с доминированием тех или иных общественных настроений и уклада.

Классицизм примечателен тем, что в этот период человек начинает приобретать все более отчетливую самостоятельность, независимость от религиозного сознания. Формируется прочный фундамент философской базы Просвещения, служившей воспитательной цели, когда все каналы эмоционально-чувственного восприятия человека были задействованы для его всестороннего просвещения и возвышения.

В переводе с латинского classicus означает первоклассный, образцовый. Классицизм утвердился в Европе с XVII и просуществовал вплоть до начала XIX вв. В соответствии с его эстетическими идеалами были созданы по истине образцовые, вершинные произведения искусства. Центром зарождения этого направления считается Франция. Среди известных мастеров классицизма стоит отметить:

- в живописи – Н. Пуссена, К. Лоррена;

- в литературе – Ф. Малерба, Корнеля, Мольера, Буало.

- в музыке - представителей венской композиторской школы: Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена.

Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. Бетховен бессмертны как личности, но как это стало возможным? Чтобы получить всенародную любовь и «быть своими» необходимо вести свое дело в созвучии (или в гармонии) с интересами, желаниями, нуждами людей, то есть реализовывать общезначимый идеал.

(Продолжение следует)