О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Музыкант XXI-го века: виртуоз и музыкальный психотерапевт

Автор: Суровегина Г.А., исполнительный директор АМПП, Президент МБФ «ОРНАМЕНТ»

В 21-ом веке созрела необходимость рассматривать музыку как могущественную силу, влияющую на сознание и здоровье, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Музыканты, получающие академическое образование, должны становятся в этих условиях значимой и влиятельной частью общества, теми людьми, которые несут ответственность за качество духовной жизни и того искусства, которое они предлагают своим слушателям на своих концертах.

Речь не идет о качественной оценке музыкальных произведений как полезных и вредных, каждому времени соответствует свой интонационный словарь, любая музыка имеет право звучать, если есть кто-то, кто желает ее исполнять и слушать. Но следует отметить важность осознанного понимания музыкантом силы влияния той или иной музыки на человека, своей миссии в осознании самого себя в роли музыкального психотерапевта, озабоченного состоянием психологического здоровья общества.

Музыкант XXI-го века должен обладать не только высокой техникой игры и способностью достоверно передавать через музыку эмоциональный замысел композитора. Это должен быть разносторонне образованный человек, использующий в качестве мотивации своего творчества - служение духовному оздоровлению общества и осознающий собственную высокую миссию в таком служении. Это профессионал, обладающий так же и базовыми навыками музыкальной терапии, способный применять на практике знания психологических аспектов взаимодействия слушателя и исполнителя.

Инновации в системе музыкального образования

Проблема духовного здоровья нации в целом - это проблема государства и в центре её, бесспорно – музыкальное воспитание детей и юношества России, художественное образование и просвещение, для чего необходимо создание и поддержание рабочих мест для музыкантов.

Развитие хорошего музыкального вкуса нашего народа, приобщение к классической музыке широких слоев нашего общества, создание условий для формирования у слушателя более высоких культурных запросов к музыкантам, как носителям высокого искусства – это то, что должно быть объектом внимания со стороны всего гражданского общества, благотворительных организаций, меценатов, спонсоров и каждого культурного человека. На это, в частности, нацелена деятельность Международного Благотворительного Фонда «ОРНАМЕНТ».

Изначально создание Фонда преследовало достижение нескольких конкретных целей:

- Предложить обществу новый взгляд на роль музыки и профессию музыканта в XXI веке;

- Содействовать расширению горизонтов профессиональных возможностей музыкантов, вносящих свой неповторимый вклад в культурное развитие человечества.

Для осуществления поставленных целей представляется необходимым решение следующих практических задач:

1. Популяризация классической музыки среди подрастающего молодого поколения России.

2. Профилактика профзаболеваний в поддержку физического и психологического здоровья музыканта.

3. Разработка и внедрение инновационных методов обучения в музыкальное образование и воспитание с целью усовершенствования отечественной школы исполнительского искусства.

Наши дети, наша сегодняшняя молодежь – это не только завтрашние слушатели концертов, это так же и политики, меценаты, члены правительства, которым и придется решать судьбу классической музыки, а, следовательно, и самих музыкантов и ВУЗов в будущем. Вот несколько поддерживаемых проектов, которые поддерживает фонд «ОРНАМЕНТ»:

«Классическая музыка – выбор нового поколения России» Этот проект предполагает деятельность по организации выездных концертов исполнителей классической музыки в детские дома, школы и ВУЗы, а так же места заключения.

Целям расширение горизонтов будущего музыканта служат такие проекты как:

«В союзе с консерваториями мира». Этот проект предусматривает организацию международного студенческого музыкального Фестивального движения, со стартом в Италии в 2011 году. Одна из целей проекта - сбор средств в фонд поддержания молодежных программ российских музыкальных заведений. В то же время это станет не просто новой площадкой для представления будущих российских профессионалов миру, но и местом обретения ими международного музыкального опыта, навыков общения в мире без границ.

«Международный Фестиваль - Мастер-класс мирового уровня». Это проект, стартующий в 2011 году, поможет лучшим студентам консерваторий России совершать поощрительные поездки на международные фестивали в качестве слушателей. К сожалению, большинство студентов наших музыкальных вузов – находится все еще за «железным занавесом», а музыканту жизненно необходимо знакомиться с мировым опытом исполнительского искусства.

Профилактика профзаболеваний музыкантов

По данным Фрайбургского Института музыки (Германия), специализирующегося на заболевании музыкантов, 90% музыкантов имеют различные профессиональные заболевания. Спектр выявленных болезней довольно широк.

На первом месте у большинства музыкантов стоят заболевания опорно-двигательного аппарата. На втором - нарушения слуха из-за постоянного его перенапряжения. У скрипачей возникают дерматиты в области шеи. Музыканты, играющие на духовых инструментах, зачастую страдают от дерматита на губах и подбородке, иногда даже дело доходит до хронической экземы. У многих музыкантов, особенно пианистов, развивается остеохондроз в результате многочасового пребывания в однообразной позе.

У других музыкантов может наблюдаться целый ряд психических и нервных расстройств. Так, по данным некоторых исследований, до 50% всех концертирующих музыкантов испытывают страх перед сценой. Для успокоения некоторые из них начинают употреблять алкоголь, табак и другие, вредные как для здоровья, так и для исполнительского мастерства, химические вещества. Эти злоупотребления и хроническое нервное напряжение влекут за собой болезни пищеварительной системы, вплоть до язвы желудка. Вопрос подверженности психосоматическим заболеваниям музыкантов – отдельная и серьезная тема, которая уже включена в план исследований МБФ «ОРНАМЕНТ».

Серьезных исследований в отношении профзаболеваний музыкантов на государственном уровне у нас в стране, к сожалению, известно, не проводится. В работе Юмашевой Л.И., преподавателя из Национальной музыкальной академии Украины, которая называется «Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов музыкальных ВУЗов различных специальностей» рассмотрены особенности такой подготовки и показана необходимость её усовершенствования. Вот что, в частности, отмечается в цитированном исследовании:

«Особенности учебно-профессиональной деятельности студентов музыкальных вузов требуют дифференцированного подхода к решению педагогических задач, связанных со спецификой профессии. Программы по ППФП музыкантов, прежде всего, должны учитывать физиологические характеристики факторов, определяющих содержание видов труда музыкантов, рабочей позы, производственными операциями, рабочим местом и двигательными возможностями человека, положением туловища, ног, рук и головы.

Профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей связана с большой нервно-психической нагрузкой. Высокая эмоциональность может вести к возникновению, как общего, так и местного утомления и даже нервного перенапряжения. Подобные случаи, к сожалению, не редки и они, как правило, приводят к частым нарушениям сна, основного периода отдыха и восстановления».

Сотрудничество профессиональных музыкантов с психологами, ввиду их большого опыта и знаний, принесло бы огромную пользу самим психологам в развитии направления музыкальной терапии. При спонсорской поддержке нашего Фонда в декабре 2009 г. в Москве завершился обучающий семинар с Дж. Морено, профессором американского института музыкотерапии. Будучи пианистом, он как профессиональный психолог объединил музыкотерапию с психодрамой, направлением психологии, основанным его родным дядей Якобом Морено. Музыкальная психотерапия – это одна из тех сфер общественно-полезной деятельности, где музыканты могли бы реализовать свой художественный талант.

Инновации в области профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов

Исходя из вышесказанного, психофизическое воспитание студентов музыкальных вузов с профессионально-прикладной направленностью помимо задач определенных общевузовской программой дополнительно ставит свои специфические задачи.

Мы считаем, что, основными направлениями ППФП студентов музыкальных вузов различных специальностей должны быть:

1. Учет особенностей скелетно-мышечной нагрузки при активной профессиональной деятельности музыкантов разных специальностей;

2. Формирование учебной программы студентов музыкальных вузов с включением средств, направленных на воспитание психологических качеств, особенно важных для конкретных музыкальных профессий;

3. Воспитание психических качеств, проявляемых в профессиональной деятельности музыкантов, развитие защитных методик от нервных перегрузок;

4. Использование средств повышения устойчивости организма студентов к неблагоприятным воздействиям в силу специфики условий музыкальной деятельности и

6. Профилактика профессиональных специфических заболеваний.

В качестве первого этапа работы научно-исследовательской группы планируется организовать и провести медицинское обследование музыкантов 3-х возрастных групп, в общем количестве до 150 человек: учащихся музыкальной школы, студентов консерватории и оркестрантов, проработавших в оркестре не менее 5 лет. Цель такого обследования - выявление профзаболеваний в результате скелетно-мышечных нагрузок, связанных с определенным музыкальным инструментом.

Такая работа необходима для постановки задач перед специалистами по разработке специальных профилактических комплексов физических упражнений. Апробацию системы таких упражнений предполагается провести на основе материальной поддержки МБФ «ОРНАМЕНТ» в виде факультативных занятий со студентами в нескольких музыкальных заведениях.

Конечная цель такой программы действий сделать для каждого музыканта доступным и бесплатным процесс овладения:

– методом релаксации мышечных зон, подвергаемых повышенному напряжению в процессе игры на соответствующем музыкальном инструменте;

- базовыми техниками различных видов массажа и других способов работы с телесными проблемами профессионального музыканта для экстренной помощи себе и коллегам.

Инновации в области работы совершенствования исполнительского мастерства

В рамках проекта «ВИРТУС» в фонде «ОРНАМЕНТ» в этом направлении уже ведется соответствующая работа. Перед группой музыкантов-педагогов, психологов, теоретиков и практиков, медиков, ученых - физиков поставлены следующие задачи:

- теоретическое обобщение имеющегося опыта по реализации здоровьесберегающей, социальной, психологической, духовно-эстетической функции музыки в обществе;

- разработка методов навыков активного слушания музыкального произведения с учетом индивидуальных потребностей человека;

- разработка методики воспитания и развития у музыканта способности к наиболее точной интерпретации и передачи слушателю эмоционального содержания художественного образа музыкального произведения.

В русле междисциплинарного подхода ведутся работы по адаптации к российским условиям уже имеющихся зарубежных исследований в области разработки методов поддержания психологической стабильности в условиях интенсивной концертно - педагогической деятельности как музыканта-солиста, так и оркестранта.

Общее название предлагаемой нами инновационной образовательной программы - «Основы музыкознания». Она включает в себя такие разделы, как «Синергетика музыки», «Музыкальная герменевтика», «Музыкальная акмеология». В рамках этой программы будут рассматриваться психологические аспекты взаимодействие музыканта и слушателя, методы влияния исполнителя на интонирование звука, развитие музыкальной интуиции и многое другое, что часто использовалось, но не всегда осознавалось великими мастерами прошлого.

Практические семинары дадут студентам возможность практического ознакомления с разработанными методиками, овладение практическим навыком. Существенно важным представляется овладение музыкантами базовых принципов музыкальной психотерапии.

Заявленные положения подразумевают огромный объем работ по адаптации уже имеющегося в стране и за рубежом теоретического и практического материала. Осуществляя мониторинг таких инноваций, МБФ «ОРНАМЕНТ» намерен в будущем организовать и материально поддерживать работу профилактического центра «Виртус». Этот центр станет тем местом, где все заинтересованные в собственном здоровье и развитии музыканты могли бы получать навыки овладения новыми методами обучения, базовыми знаниями в области музыкального образования, повышать уровень своего профессионального мастерства. Здесь видится огромное пространство для общей совместной деятельности психологов и музыкантов. Это деятельность - на благо друг другу и всему нашему обществу, что и должно, на наш взгляд, являться смыслом существования каждого Благотворительного Фонда.