О нас

Рассылка новостей

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Отчет о Пятой Международной научно-практической конференции: «Музыкотерапия в музыкальном образовании»

 С 14 по 16 мая 2012 года в Санкт-Петербурге на музыкальном факультете Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, под председательством профессора А.С.Клюева прошла очередная, Пятая Международная научно-практическая конференция на тему: «Музыкотерапия в музыкальном образовании».

Целью конференции был обмен опытом по внедрению методов музыкальной терапии в образовательный процесс, новейшие методики и технологии музыко-терапевтической работы, здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательной деятельности, особенности использования музыкотерапии на занятиях музыкой в дошкольных учреждениях, музыкотерапия на уроках музыки и во внеклассной работе в современной общеобразовательной школе.

В рамках конференции Ассоциация музыкальных психологов и психотерапевтов совместно с факультетом музыки провели смотр-конкурс Мастер-классов по психологической коррекции личности ребенка и взрослого средствами музыки.

Конференция открылась докладом Президента Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов В.И.Петрушиным, который представил доклад на тему «Теоретические принципы музыкально-интегральной терапии». Основными положениями доклада явились параметры движения – быстро-медленно и спокойно-напряженно. Эти параметры движения можно проследить не только в музыке, но и в основных природных стихиях, временах года, архетипах Юнга, темпераментах человека, характеристиках цвета по Люшеру. Это даёт возможность музыкальному искусству для всестороннего отражения действительности.

В выступлении Вице-президента АМПП профессора А.С.Клюева говорилось о специфики музыкальной терапии, которая заключается в ориентированности на духовные ценности. Самая главное что мы должны лечить то, что сегодня деградирует – это духовные, так называемые трансцендентные ценности, которые дают человеку особы вид целостности, в котором тело, душа и дух объединяются в единое целое.

Доктор медицинских наук, профессор В.М.Успенский в своем докладе «Информационные возможности сердца и их использование в музыкальной терапии» рассказал о возможности на основании ритма сердечных сигналов диагностировать состояние человека. 600 показателей, которые регистрируются на компьютере, могут сказать о состоянии не только сердца, но и всех других органов человека – почек, печени, легких. Поскольку во время общения с музыкой регистрируемые параметры меняются, то по ним можно оценить, в какую сторону движется состояние здоровья человека – улучшается или ухудшается и какая музыка этому способствует, а какая – нет.

В сообщении доктора искусствоведения Аббасовой И.К. исследователя из университета им. А.Мендерса, г. Айдын «Взаимосвязь между особенностями болезней и характером музыки» были приведены интересные факты влияния восточных макамов на состояние здоровья пациентов с различными заболеваниями. Традиция имеет очень давнюю историю и в настоящее время возрождается в некоторых лечебных учреждениях в Турции. В докладе отмечалось, что каждый особый макам должен исполняться для наибольшего лечебного эффекта в определенное время суток.

В реплике проф.Успенского В.М. по поводу этого доклада было отмечено, что пациентам желательно предлагать музыку того этноса, в котором человек вырос. С этим мнением трудно не согласиться.

В стендовом докладе зав.кафедрой психологии театрального мастерства Запорожского национального университета Г.В. Локаревой «Использование музыки в образовательном процессе и музыка в образовании как терапия» был освещен интересный опыт внедрения музыки в образовательный процесс. В предлагаемом подходе были использованы в том числе и данные, учитывающие разработки немецких специалистов.

В совместном выступлении учителя музыки из средней школы № 2 г. Кохма Л.Е.Смирновой и психолога Т.В.Григорьевой «Музыкотерапия во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления в программе «Волшебный мир искусства» в современной общеобразовательной школе» был приведен широкий спектр приемов и методов, при помощи которых возможно проведение психокоррекционной работы на музыкальных занятиях. Среди них – кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения, релаксация, массаж, танцы, изотерапия. Неумение хорошо чувствовать своё тело и душу, а так же выражать свои эмоции при помощи различных видов искусства приводит детей к различным психосоматическим заболеваниям.

В докладе профессора Московского областного педагогического Университета, зам.директора «Центра психотерапевтической педагогики» А.А.Табидзе «Звуки природы и их использование в музыкотерапии» сделаны интересные наблюдения о соответствии музыкальных предпочтений человека с особенностями его личности. Существуют, по мнению докладчика, три вида музыкальной терапии – рекомендательная, которая говорит о характере о тех или иных музыкальных произведений, далее идёт подход с акцентом на музыкальные произведения, которые идут от запроса самого клиента, и, наконец, третий вид МТ - когда музыкальный терапевт предлагает те произведения, которые имеют выраженный оздоровительный эффект. Самое большое почтение у современных слушателей – инструментальная музыка, исполняемая оркестрами Поля Мориа и Дж.Ласта. На втором месте – музыка природа, классическая музыка – на третьем месте. Музыка природы несет в себе сигналы благополучия и поэтому она оказывает на человека такое благотворное воздействие. В урбанизированных обществах человек испытывает сенсорный голод по положительным переживаниям, который может быть компенсирован за счет прослушивания звуков природы.

В докладе И.В.Курис, зав.кафедрой трансперсональной психологии Международного университета фундаментального обучения «Искусство как трансперсональный опыт» было отмечено, что музыка играет огромную роль для достижения так называемых измененных сознаний, которые обладают повышенными творческими возможностями.

В докладе доктора искусствоведения, профессора кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И.Герцена Г.П.Овсянкиной «Будущее нации – в руках матерей» говорилось о важности перинатального периода в развитии человека и о тех больших возможностях, которыми обладает музыка для нормального созревания плода. В древнем Китае, например, практиковали дородовое воздействие на ребенка многочасовым пением. Китайцы полагали, что жизнь начинается с момента зачатия, и что, следовательно, нужно начинать заниматься воспитанием ребенка уже в этот период. В Японии рожающих женщин помещали в окружение природы, в которой звучала для матери и её будущего ребенка красивая музыка. Морфологи, изучая новорожденных, обратили внимание на тот факт, что в мозге у них есть определенный процент атрофированных нейронов, которые атрофировались за счет их невостребованности в пренатальном периоде.

Современная перинатальная психология базируется на представлениях о том, что у еще не родившегося плода имеется психическая жизнь и долговременная память. Были выявлены сенсорные способности плода и его возможности чувствовать – внутренне ухо в 8 недель, слух – к 5 месяцам. Внтриутробный ребенок слышит всё, что происходит вокруг в него. В процессе применения музыки в пренатальном периоде развития происходит гармонизация личности матери и её ребенка. Из всех видов информации младенец наиболее полно может воспринимать преимущественно музыку.

В докладе кандидата мед наук, врача Центра СПИД, преподавателя психологического Центра «Иматон» В.М. Элькина « Гармония цвета и звука в музыкотерапии» были приведены интересные методы диагностики психоэмоционального состояния человека на основе выбора им того или иного цвета. Существуют великие мелодии, которые могут снимать душевную боль, усталость и другие негативные эмоциональные состояния. Среди них – «К Элизе» Бетховена, первая часть «Лунной сонаты», « В пещере горного короля» Грига и «Турецкий марш» Моцарта. После проведения сеанса музыкальной терапии выбор цветов по М.Люшеру кардинально меняется.

 В выступлении кандидата искусствоведения, доцента Московского гос. Университета культуры и искусств лауреата международных конкурсов Т.М. Мусаева «Практика развития голоса в контексте энергетических систем» был поставлен вопрос о взаимодействий духовных и энергетических энергий, которые возникают в момент звучания музыки. Проблема заключается в том, как выявить энергию красоты, определить её и дать точную формулировку для глубокого понимания. Эта энергия существует в звуке и важно научиться ею пользоваться в психотерапевтических целях.

В выступлении доктора сельхоз. наук профессор Санкт-Петербургского гос.аграрного университета И.П.Лепковича, кандидата искусствоведения Е.М.Коляды и фотографа В.Г.Наумова «Музыка для души в Природе» было рассказано о красоте природы Карелии и её положительное воздействие на психическое состояние человека. Каждый сад имеет своё особое специфическое звучание, которое состоит из естественных природных звуков, и звуков, которые наполняются музыкой, созданной человеком. Всё вместе создаёт сложный эстетический ансамбль, имеющий большие психотерапевтические возможности. В докладе был поставлен вопрос о необходимости создания Национальных парков, в которых культивируется бережное отношение к природе, основанное на принципах эстетического переживания. Были показаны под музыку живописные слайды природы Карелии.

В докладе канд. психол.наук из г. Сыктывкара Е.А.Толчинской «Музыкальная коррекция беременных женщин при подготовке к родам» при сравнении экспериментальной и контрольной группы у большинства женщин из экспериментальной группы в ходе проводимой работы снижалась тревожность, улучшались самочувствие и настроение, повышалась общая энергетика организма. Реже требовалось какого-либо вмешательства в роды, дети, родившиеся у матерей из экспериментальной группы, были более спокойными, они опережали в своем развитии сверстников. Еще до рождения ребенка у них развивалась так называемая материнская доминанта, что очень важно для благополучного исхода беременности. У детей из экспериментальной группы было отчетливо видно концентрацию внимания на звуках и отзывчивость на музыку. Помимо этого Е.А.Толчинская рассказала о работе в детской республиканской больнице с детьми от двух до 15 лет с различными заболеваниями. С помощью методов музыкальной терапии – игры на детских музыкальных инструментов, (на польских металлофонах, треугольниках и деревянных ложах) детская психика оживлялась, настроение и состояние детей значительно улучшалось.

В докладе канд. пед. наук, педагога центра медико-социального сопровождения «Живые потоки» Л.К.Волошиной на тему «Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» было отмечено, что сегодня до 80 процентов детей рождается с разного рода недостатками и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 40 процентов нуждаются в комплексной реабилитации. Проводимая коррекция с помощью музыки оказывается очень эффективным методов работы для активизации психического развития таких детей.

В выступлении О.М. Максимовой, руководителя лектория «Пикколо» был освещен 15-летний опыт работы с детьми от двух до семи лет. Было выявлено различие в восприятии различных тембров у разных детей. Для детей аутичных характерно предпочтение звучание виолончели, а для детей вялых и заторможенных предпочтительными оказались медные духовые инструменты. Дети дома начинают играть «в оркестр», что говорит об их вовлеченности в процесс музицирования и пробуждения большого интереса к музыке.

В выступлении канд.философских наук, доцента Пермского национального исследовательского университета А.В.Жохова «Музыка и трансцендентное» была высказана мысль о том, что музыка наиболее полно выражает некий запредельный источник бытия, что можно определить как трансцендентное начало жизни. Если глубоко погрузиться в музыку разных народов, то можно придти к выводу, что существует некая универсальная, вселенская музыка, которая может объединять людей. Символ музыки – универсальный, понятный всем. Музыка имеет 4 основные функции – магическую, мистическую, этическую и эстетическую. Всех их можно найти в христианской традиции. Поэтому через музыку мы можем почувствовать дыхание вечности, поскольку она есть золотой канал связи с запредельным, трансцендентным началом.

В докладе Е.А.Пономаренко, «Сценическое волнение и его преодоление» было выяснено, что для его преодоления очень важно иметь «малый круг» внимания по К.С.Станиславскому и осуществить поиск основной идеи произведения, которая даст исполнителю ту точку, которая поможет отвлечься от всех раздражающих моментов и сконцентрироваться на исполняемом произведении.

В выступлении канд.пед.наук зам.директора по культуре «Рассветы над Бией» А.Ю.Шерпаевой «Вокальный вибромассаж как метод вокалотерапии» было рассказано о целительных возможностях обучения пения.

В выступлении музыкального руководителя детского сада из Карелии Т.П.Нечаевой был раскрыт интересный опыт здоровьесебрегающих технологий на основе музыкальных занятий. Современные дети сверх меры вовлечены во всякие компьютерные игры, из-за чего дети меньше общаются, меньше играют в подвижные игры. А по прошествии некоторого времени взрослые удивляются, откуда у ребенка агрессивность, гиперактивность, замкнутость. Все эти негативные проявления с успехом преодолеваются в процессе музыкальных занятий, которые проводились под наблюдением психологов. Колыбельные песни, пение птиц, классическая музыка, звучание скрипки показали свою высокую коррекционную эффективность. Очень важным оказалось обучение детей правильному дыханию – не на вдохе, а на выдохе.

В выступлении Н.Ф.Никоновой преподавателя ДШИ им. Е.Мравинского из Санкт-Петербурга «Психофизиологические особенности воздействия звука на организм человека» было отмечено благотворное влияние музыки на детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.

В выступлении аспирантки кафедры психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И.Герцена Е.И. Леер «Влияние музыки разных направлений на психофизиологические характеристики активности сердца у юношей и девушек 14-16 лет» было выявлено, что рок-музыка вызывает у подростков агрессию, а классическая – спокойствие и умиротворение. Однако с такой музыкой нынешнее молодое поколение не особенно хочет общаться, несмотря на её деструктивные свойства.

Второй и третий день конференции были посвящены смотру мастер-классов, на которых продемонстрировали свою работу В.И.Петрушин, Л.К.Волошина, Т.И.Леонтьева, Л.Е.Смирнова, В.П.Багрунов, Е.А.Котышева, А.Ю.Шерпаева, Е.В.Макаров, Е.А.Королева, Т.Г.Нечаева, В.В.Пестерев.

Жюри смотра, просмотрев и прослушав выступления участников смотра, постановило вручить:

Дипломы первой степени

КОТЫШЕВОЙ Елене Николаевне

ЛЕОНТЬЕВОЙ Татьяне Ивановне

БАГРУНОВУ Владимиру Павловичу

 

Дипломы второй степени -

ШЕРПАЕВОЙ Александре Юрьевне

ПЕСТЕРЕВУ Виктору Владимировичу

КОРОЛЕВОЙ Елене Александровне

ВОЛОШИНОЙ Людмиле Константиновне

НЕЧАЕВОЙ Тамаре Григорьевне

ГРИГОРЬЕВОЙ Татьяне Владимировне

СМИРНОВОЙ Людмиле Владимировне

 

Диплом третьей степени

МАКАРОВУ Евгению Всеволодовичу

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

На сайте Ассоциации выложены статьи и материалы участников конференции.