Встреча-обмен опытом "Использование музыки в работе с участниками и свидетелями военных действий" прошла 20 января в Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов по инициативе Антона Черепанова, клинического психолога, музыкального психотерапевта, преподавателя, исполнительного директора АМПП при поддержке Ирины Хромовой, руководителя секции по работе волонтёров в медицинских и социальных учреждениях, директора фонда помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беженцам и вынужденным переселенцам "Сердечный свет".
Представляем вашему вниманию конспект по содержанию встречи в текстовом формате (видео-запись по техническим причинам сделать не удалось).
"Использование музыки в работе с участниками и свидетелями военных действий" - это важная в масштабах страны тема. Даже если мы ещё не работали непосредственно с теми, кого коснулась специальная военная операция (СВО), скорее всего мы чувствуем-наблюдаем последствия этой гуманитарной катастрофы и её влияние на психоэмоциональное состояние многих людей не только в России и на Украине, но и за рубежом. При том, что, безусловно, оценки и трактовки военных событий существенно отличаются, объединяет людей по обе стороны фронта то, что они откликаются на музыку. И перед нами встают важные вопросы: как подбирать музыку для работы с учётом контингента наших пациентов и благополучателей, какие песни использовать, а какие лучше - нет.
Коллеги делятся, что военная тема всплывает в образах участников терапевтических групп и в индивидуальной работе повсеместно. Некоторых волонтёров это уже коснулось лично, другие пока слышат об этом "по касательной", например, от коллег: сестёр милосердия, которые трудятся в военных госпиталях. Те, кто уже успели поработать с ранеными, говорят, что высок запрос на духоподъемную музыку и жизнеутверждающие песни, чтобы по настроению соотносились с победой 1945-го и были актуальны происходящим ныне событиям.
Илья Артемьев-Сысоев, руководитель проекта "Поющие клоуны" (Москва) поделился, что к нему как к композитору всё чаще обращаются с запросом написать музыку победы.
Елена Нисневич, руководитель школы музыкальной терапии "Гармония" (Москва) делится опытом работы в проекте с беженцами с Украины. "Целительные силы Мадонн" - это ряд картин, представленных в определённой последовательности в сопровождении музыкальных композиций, исполняемых на лире, который был предложен в антропософской медицине для терапии нервно больных и детей, нуждающихся в душевной заботе в 1911 году. Эта методика также применяется в терапии с участниками военных действий.
Андрей Маламан, музыкальный волонтёр из Волгограда вспоминает, что уже с 2014 года пошли беженцы, чутко реагирующие на музыку: "Не всё можно петь, важно быть внимательным к состоянию людей на встрече".
Ирина Хромова, доброволец в зоне военного конфликта уже почти десять лет, описывает страшные события: "Мирный человек никак не готов, пока не прилетает у нему... Сходят с ума, когда на их глазах трагически гибнут люди, особенно близкие, дети". Но есть и позитивные примеры на передовой: "Как-то раз решили попеть на позиции, с той стороны прилетела пустая болванка с запиской "хорошо поёте". В другой раз пели Катюшу, и на той стороне подхватили на русском языке. Все понимают, что это не тот враг, которого нужно убивать, но есть приказы... Важно помочь тем, кто попал в эти жернова словом и музыкой. Русские народные песни разряжают ситуацию, когда участвуют дети - детские песни. Музыка даёт эффект переключения внимания. Использую инструменты: лира, гусли, кантелле, варган".
Матвей Алексеев и Елена Алексеева, врачи из Горячего Ключа, поделились опытом работы с военными- участниками СВО: "Песня - это обращение к вербальному, левополушарному. С ней нужно быть осторожными, помнить принцип "не навреди". В работе с ПТСР имеет смысл обращаться непосредственно к звуку, нежели к слову. Например, инструментальная музыка варгана исподволь, ненавязчиво выводит человека из переживания событий (тихо, спокойно). Варган - древний инструмент. Сопоставимый эффект имеют звуки природы".
Особое внимание специалисты и волонтеры музыкальной терапии, уделили принципам отбора музыки и песен для работы с участниками и свидетелями военных действий с учётом их возраста, этноса, культуры. Единогласно сошлись на том, что музыка должна быть:
1) Спокойной, приглашающей, чтобы переключить внимание. Когда человек в травме просит "какую-то жесть", бывает уместно начать с ритмичных, агрессивных композиций для аффективного резонанса, но далее управлять динамикой в сторону успокоения.
2) Жизнеутверждающей, духоподъёмной. Мажорные победные марши могут звучать помпезно и пафосно, однако это лучше, чем "уходить в депрессняк" с музыкой, вызывающей глубокие печальные переживания, горечь утраты.
3) Соответствующей намерению волонтёра или специалиста. Зачем мы приходим с музыкой к участникам и свидетелям военных действий? С целью психоэмоциональной поддержки, для благодарности, ради празднования. Личные переживания по этому поводу, например, сомнение, смущение, страх или песни, которые у нас самих вызывают слёзы, лучше нести в пространство личной терапии и супервизии, с заботой проверяя свою готовность к работе с другими людьми в этой теме.
Специалисты затронули важнейшую тему "Музыка как буфер для травматичных переживаний", которую было решено обсудить на следующей встрече. Было принято решение о продолжении встреч с целью обмена опытом, приглашаем вас вступать в чат, созданный специально для этой инициативы https://t.me/+VANk5kb-hYgzOGJi
Пожалуйста, поддерживайте деятельность нашей Ассоциации: ставьте лайки, делайте репосты в своих каналах, отправляйте информацию коллегам лично, пишите комментарии к нашим постам!
Узнать о том, как стать членом АМПП можно, написав нам на почту ampp.russia@gmail.com