Мечта поучиться у Г.Г. Декер-Фойгта возникла у меня в институте на третьем курсе, когда писал свою первую курсовую по музыкальной терапии. Его "Введение в МТ" было для меня глотком свежего воздуха после чтения классических учебников по психологии (кстати текст в свободном доступе у нас на сайте Ассоциации в разделе "Библиотека").
Очень хотелось поехать в Высшую школу музыки и театра в Гамбург, совпало личное и профессиональное: у меня там живёт брат, которого раньше никогда не видел. За годы работы психологом и музыкальным терапевтом мне удалось скопить денег на поездку в Европу, я был на конференции в Стокгольме, отдыхал в Ницце, но в Гамбург так и не попал.
С 2017 года мы с Союзом охраны психического здоровья пытались организовать приезд Ганса-Гельмута в Россию и познакомиться лично, но удалось только переиздать его учебник по музыкальной терапии.
Когда в 2019-м году в сети появился анонс курса Декер-Фойгта в Санкт-Петербурге от ОЦ «Психотерапия» (сейчас - УЦ имени Н.П.Бехтеревой), я не сомневался ни минуты, подал заявку в тот же момент. Вечером на семейном совете с женой стали думать, как это возможно организационно и финансово, мы жили тогда в Москве, и у нас только родился ребёнок.
Уже на вводном семинаре перед началом курса я понял, что кроме встречи со знаменитым немецким профессором, меня ждёт масса пользы от работы в сильной группе. Рядом сидели признанные специалисты в музыкальной терапии Соловьева Н.Г., Новикова Л.М., Колмогорова Н.В., а также восходящие звёзды Е. Фаюстова, А. Гудимова, Н. Каменева, которые уже тогда громко звучали в сети, были и мои друзья А. Благая, Е. Авдеева. Обучение было на немецком, который я слышал практически впервые в жизни, Декер-Фойгта нам переводила Т. Резницкая, на курсе также преподавал и принимал экзамен Бабин С.М., бережно и заботливо курировала группу Е. Зенкова.
Рабочий "костяк" Совета Ассоциации сложился, мне кажется, именно тогда: профессор вдохновлял нас на развитие музыкальной терапии в России и учил строить терапевтические отношения, сам внимательно и чутко общался с каждым и каждой, через множество практик и часов общения мы стали относиться друг к другу не только с уважением и искренним интересом, но также с любовью и теплотой.
Сейчас Женя - исполнительный директор, Оля - секретарь, Елена - глава комитета по образованию и сертификации, Лена - дизайнер всех наших свидетельств и сертификатов, Саша была руководителем секции по работе с особыми детьми, а Наташа заложила основу этическому кодексу и создала наши первые чаты в Телеграмме.
Я очень благодарен УЦ Психотерапия и лично Светлане Хетрик за организацию этого курса! Пожалуй, это была пока лучшая учебная группа в моей жизни, вспоминаю с трепетом и улыбкой. Фото с выпускного на корабле, плывущем по каналам Санкт-Петербурга летом 2021 года.
Самым сильным впечатлением для меня стала, пожалуй, самая первая лекция профессора, которая началась с перформанса. Многие отмечали артистичность образа и коммуникации Ганса-Гульмута, начиная с внешнего вида (всегда со стилем были подобраны шейные платки и шарфы, перчатка, закрывающая ожог, каждый день - нового цвета) и заканчивая манерой речи, выдерживанием долгих «театральных пауз», в которых и происходило главное – переживание. Сам он говорил, что из-за языкового барьера, а изъяснялся с нами он через уважаемую коллегу и прекрасную переводчицу Татьяну Резницкую, ему приходится прибегать к невербальным формам общения, словно ребёнку в доречевой период развития.
На первой лекции первого дня первого модуля он достал из кармана что-то и, высоко подняв руку перед собой, замер. Взгляды всех студентов в аудитории были прикованы к его руке, но далеко не сразу удалось разглядеть, что он держит между указательным и большим пальцами. Это была швейная иголка.
«Вот здесь, - сказал он, указывая на острие иглы: мы сейчас находимся с вами. Это момент сейчас (пауза). Мой путь заканчивается, а ваш – начинается…» Надеюсь, вы чувствуете сейчас через текст то глубокое, потрясающее впечатление, связанное с настоящей встречей. С нитью, во времени связывающей учителей и учеников, с экзистенциальными данностями рождения и смерти.
Мы знали, что Декер-Фойгт готовился к выходу на пенсию и проводит два последних курса: один в своей родной Германии, другой – у нас, в России. Он много где преподавал: в Швейцарии, Австрии, Венгрии, Эстонии, Соединённых Штатах Америки, Тайвани. Везде у него были ученики, но именно мы удостоились чести быть его «последними учениками». Это придавало значимости происходящему, развивало внимательность и ответственность в моменте. На нашей последней очной встрече (после грянул ковид, из-за эпидемиологических ограничений, проблем с международными перелётами и почтенного возраста профессора программу было решено перевести в онлайн) Ганс-Гельмут трогательно рассказывал о своей идеологической связи с Россией, которая появилась благодаря его отцу – военному журналисту, собиравшему в годы второй мировой материалы о преступлениях фашистов.
На курсе мы много работали с темой музыкального и аффективного резонанса, разбирали особенности работы музыкального терапевта с человеком на разных возрастных периодах жизни, подробно обсуждали здоровый и патологический нарциссизм, феноменологически исследовали разницу между активной (я касаюсь) и пассивной (ко мне прикасаются) тактильной чувствительностью, много импровизировали на инструментах и голосом, танцевали и погружались в глубинную музыкально-терапевтическую релаксацию, вчувтсвованно слушали дождь и тишину, долго отрабатывали курьёзный случай, который произошёл в стенах комплекса дневных стационаров Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы №1 имени Кащенко, где мы занимались.
Два года курса позволили нам профессионально вырасти и личностно измениться. Погружаясь в воспоминания о том, что дал нам профессор, я чувствую, как сердце наполняется радостью, благодарностью, теплом. Это состояние, кроме тех знаний и практик, которыми Ганс-Гельмут щедро делился, хотелось передавать сразу же: я внедрял в свою клиническую практику всё, что он давал, и мои пациенты были очень довольны (работал я тогда в Отделении первого психотического эпизода Психиатрической больницы №1 имени Алексеева в Москве). Но также очень хотелось передавать методику профессиональному сообществу.
Я выступил с инициативой об организации регулярного практического семинара по музыкальной терапии для отработки навыков, но профессор категорически не поддержал эту идею. Он сам планировал вернуться в Россию, чтобы дать ещё несколько практических семинаров и принять у нас сертификационный экзамен прежде, чем мы начнём преподавать.
Этим планам не суждено было осуществиться, мы работали онлайн до самого завершения курса из-за ковидных ограничений, а на очный сертификационный модуль Декер-Фойгт не приехал по состоянию здоровья (экзамен принимал профессор Бабин).
Три года велось обсуждение курса, который мы, его прямые ученики во главе с Еленой Зенковой, могли бы провести в России для развития школы музыкальной терапии Декер-Фойгта. Профессор скрупулёзно вычитывал план образовательной программы, многократно корректировал, давал устные и письменные рекомендации, провёл несколько сессий обсуждения курса, наконец сам планировал приехать на сертификационный модуль и провести несколько встреч онлайн. Уже перед анонсом программы стало известно, что по политическим причинам руководство Института высшей школы музыки и театра Гамбурга не поддерживает участия профессора в российской программе.
«Вот здесь мы сейчас находимся с вами. Мой путь заканчивается, Ваш – начинается…»
❗️17 ноября в учебном центре имени Бехтеревой стартует годовая программа по музыкальной терапии с выдачей диплома о переквалификации. Занятия будут проходить онлайн по понедельникам (иногда – другие дни) и завершатся очной встречей в Санкт-Петербурге 10-11 октября. К этим датам мы готовим Международную конференцию по музыкальной терапии. В составе оргкомитета: Бабин С.М., Торопова А.В., Хетрик С., Зенкова Е., Черепанов А.